Сведения о лицее
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области Органы местного самоуправления Озерского городского округа Официальный сайт Управления образования администрации Озерского городского округа Челябинской области  Официальный сайт Челябинского  института переподготовки и повышения квалификации (ЧИППКРО)  Официальный портал Челябинского РКЦ Виртуальный музей  Портал дистанционных образовательных услуг Официальный информационный портал ЕГЭ
 Официальный сайт Пенсионного фонда РФ федеральный портал Российское образование
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Сеть творческих учителей
Социальный навигатор Сетевой Город. Образование  Официальный сайт Управления культуры администрации Озерского городского округа
Родителям первоклассников

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т. д. зачастую приводят к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает тому пережить значимость этого события, именно в этот период неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Новые правила

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников.

Советы родителям первоклассников

  • Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или “непозволительными” они ни были: раз они возникли, значит, для этого есть основания.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его: Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день. Давно доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому – одно из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития человека. Эта потребность удовлетворяется, если вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения могут быть и невербальными – они содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, не говоря уже о прямых словах: “Как хорошо, что ты у нас есть!”, “Ты мне нравишься”, “Я люблю, когда ты дома” и.т.п. Психологи рекомендуют обнимать ребенка не менее 4 раз в день, поскольку это необходимо малышу просто для выживания, а для хорошего самочувствия ему нужно не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
  • Ребенку подобные знаки безусловного принятия нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же не получает знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервные, психические заболевания. Итак , безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а за то, что он есть!

Памятка родителям первоклассников

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!» «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Психологическая адаптация первоклассников

Ну вот, 1 сентября позади, можно и расслабиться... Так думают многие родители, но все они ошибаются. Расслабляться рано! Важно правильно пережить процесс адаптации к 1-му классу. Ребенку необходимо привыкнуть к изменившимся условиям жизни и психологическим нагрузкам. Адаптация в целом длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей.
Первые 2—3 недели называют "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для юного школьника. В этот период на новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением, в результате в сентябре многие первоклассники заболевают.
Следующий этап — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления — организм реагирует на нагрузки с минимальным напряжением.
Симптомы адаптации они могут быть самыми разными.
У многих первоклассников отмечаются головные боли, усталость, нарушения сна, снижение аппетита.
Врачи наблюдают снижение или повышение артериального давления, шумы в сердце, а по данным некоторых исследовании, 60% детей к концу первой четверти худеют.
Поведение ребенка тоже может измениться. Беспричинные слезы, капризы, истерики, хочу — не хочу, буду - не буду… Эмоций и чувств так много, что они «зашкаливают».
Чаще всего первоклассник ведет себя идеально в школе, на 3-4 часа он «собирается» и выдерживает нагрузку. А дома расслабляется, позволяет всем подавленным эмоциям вылезти наружу.
Любые неадекватные состояния ребенка в начале учебного года - это не каприз или издевательство над родителями, а что-то вроде болезни.
Что делать? Постараться отнестись к своему чаду терпеливо, с пониманием, как к любимому человеку, у которого в жизни трудный период.

Семь правил для мамы:

  1. РЕЖИМ ДНЯ. Его важно соблюдать! Эта истина стара, как мир, подтверждена многими исследованиями, и, тем не менее, мало кто ей следует. Ребенку необходим режим сна и бодрствования — этого требует его незрелая нервная система. В 6-7 лет малыш должен спать 10-11 часов. Это значит, что в 21 час он уже должен лежать в кровати, только тогда сможет проснуться бодрым и отдохнувшим. Желательно, чтобы в первый месяц занятий ребенок спал днем: с непривычки детский организм будет сильно уставать. В случае проблем со сном помогут горячая ванна, молоко с медом на ночь, мягкий мамин или папин массаж, любимая сказка.
  2. ДВИЖЕНИЕ. С началом школьной жизни у детей в два раза сокращается двигательная активность. А ведь движение для 6—7-летних детей это развитие, формирование мышц, скелета, возможность выразить эмоции. Поэтому не­обходимы игры на свежем воздухе, активный отдых. Общая продолжительность прогулок должна составлять 3—4 часа (перед выполнением домашнего задания и перед сном).
  3. ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ с УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ. Очень важно их наладить и поддерживать. Она сможет рассказать, что у ребенка получается, а где ему необходима помощь. В начальной школе действует железное правило: учитель всегда прав. Никогда не критикуйте действия учителя в присутствии ребенка, все проблемы обсуждайте с педагогом тет-а-тет.
  4. ПОВРЕМЕНИТЕ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ! Их имеет смысл начинать не ранее чем через месяц. То же относится и к группе продленного дня — в первый месяц лишняя нагрузка.
  5. БУДЬТЕ УВЕРЕНЫ В ТОМ, ЧТО У РЕБЕНКА ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ! Ваша уверенность пе­редастся и ему. Чаще говорите новоиспеченному школьнику: "Ты у меня молодец! Возможно, будет трудно, но, я уверена, ты справишься! Мы рядом, мы поможем!" Такой позитивный настрой оптимизирует ресурсы детского организма.
  6. ИЗБЕГАЙТЕ КОНФЛИКТОВ! Первокласснику и так трудно, поэтому отложите "воспитание".
  7. УСПОКОЙТЕСЬ! Ну что такого необычного произошло? Да, малыш вырос, но все вырастают, идут в первый класс, привыкают к школе и заканчивают ее. Будете спокойны Вы, будет спокоен ваш ребенок!

Практические советы родителям по адаптации первоклассников

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
  9. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  10. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается) – необходимы.
  11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …»
  12. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  14. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  16. Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

    В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
  • уметь четко произносить все звуки речи;
  • уметь интонационно выделять звук в словах;
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • уметь произносить слова по слогам;
  • уметь составлять предложения из 3-5 слов;
  • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);
  • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);
  • уметь составлять несколько предложений о предмете;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • уметь наизусть читать любимые стихотворения;
  • знать автора прочитанного стихотворения;
  • уметь последовательно передавать содержание сказки.
    К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
  • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
  • знать знаки +,-, = ,<,>;
  • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6 = 6);
  • уметь соотносить цифру и число предметов;
  • уметь сравнивать 2 группы предметов;
  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;
  • уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
    В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
  • уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
  • уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова,...);
  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...);
  • иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень - желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);
  • знать названия 1-3 комнатных растений;
  • знать названия 12 месяцев года;
  • знать названия всех дней недели.
    Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
  • в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме,
  • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

С шести или семи лет нужно отдавать ребенка в 1-й класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также от состояния здоровья ребенка и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в 1-м классе.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в 1-е классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?
В книгах Тихомировой Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей» (Ярославль, 1996), Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли Ваш ребенок к школе» (М., 1994) представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе.
Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?
Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.
Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?
1) Развитие мелких мышц руки:
  • работа с конструкторами разного типа;
  • работа с ножницами, пластилином;
  • рисование в альбомах (карандашами, красками).
2) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления). Работать с этим вам помогут следующие книги:
  • книга «Подготовка к школе». (О.И. Тушканова. Подготовка руки к письму. - Волгоград, 1993); альбомы «От А до Я» (1, 2 выпуски);
  • Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей» - Ярославль, 1996;
  • Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Мышление. Моторика);
  • Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Окружающий мир);
  • «Я начинаю учиться» (выпуски 1, 2, 3);
  • Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» - Ярославль, 1996;
  • Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»;
  • Черелюшкина Л.В. «Развитие памяти детей» - Ярославль, 1996;
  • «Подготовка к школе» (развитие внимания);
  • Безруких М.М., Ефимова СП., Князева М.Г. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». - М., 1994.
  • Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
  • Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.) руководствуйтесь прежде всего интересами вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.

Рекомендации для родителей, у которых ребенок стал первоклассником

  • Ваш ребенок пошел в школу. Но считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
  • Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
  • Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
  • Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.
  • Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
  • Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
  • Старайтесь не заходить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
  • На первых порах просите ребенка «подсказать» вам, как дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
  • Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа - не единственная.
  • Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
  • И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
  • И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешении никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
  • Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.

Что делать, если ребенок с трудос привыкает к школе?

  • Проявляйте максимум терпения и доброжелательности.
  • В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели», подчеркивайте его успехи, даже самые незначительные, непременно поощряйте, хвалите его в тех случаях, когда он этого заслуживает (даже если успех невелик и не совсем удовлетворяет учителя и вас).
  • Не фиксируйте внимание ребенка на оценках, которые он получает. Оценивайте его желание учиться, старание.
  • Оценивая успехи, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не подчеркивайте, что кто-то делает это лучше, особенно если видите, что ребенок прилагает много усилий. Помните: каждый ребенок уникален!
  • Серьезно, по-взрослому объясняйте ребенку правила поведения в школе. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но обязательное правило - делайте это наедине, не ставьте ребенка в неловкое положение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками (особого внимания в этом отношении требуют дети, которые не посещают детский сад, а воспитываются дома).
  • Ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации.
  • Если вы чувствуете, что не справляетесь с возникшими проблемами, обратитесь к психологу.
Подробнее об этом можно узнать в книгах:
1) Нукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей». - М., 1995.
2) Безруких М.М., Ефимова Е.П. «Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности». - М., 1994.

© МБОУ «Лицей 23»
Дизайн и верстка: Евгений Лазарев.
Администратор: , e-mail: lycee23@mail.ru
Карточка учреждения
О сайте лицея