Сведения о лицее
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области Органы местного самоуправления Озерского городского округа Официальный сайт Управления образования администрации Озерского городского округа Челябинской области  Официальный сайт Челябинского  института переподготовки и повышения квалификации (ЧИППКРО)  Официальный портал Челябинского РКЦ Виртуальный музей  Портал дистанционных образовательных услуг Официальный информационный портал ЕГЭ
 Официальный сайт Пенсионного фонда РФ федеральный портал Российское образование
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Сеть творческих учителей
Социальный навигатор Сетевой Город. Образование  Официальный сайт Управления культуры администрации Озерского городского округа
Конфликт ученик-учитель

Как вести себя родителям, узнав о конфликте учителя с учеником

Если вы узнали о конфликте с учителем:
  • Не ругайте ребенка, узнайте, в чем дело.
  • Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать, указав этим на то, что учитель такой же человек, как и все остальные, и может устать и быть раздраженным.
  • Поговорите с учителем без претензий, скорее всего, вместе вам легче будет найти выход. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.
Школьники младшего и среднего возраста пока еще не обладают дипломатическими способностями. Стоит ли ожидать, что в конфликтной ситуации они смогут сохранить хладнокровие, найти адекватное решение проблемы, не усугубляя ее и не нанося ущерб своему здоровью? Если вы знаете, что у ребенка не складываются отношения с учителем, вмешаться необходимо.
Задача папы и мамы – помочь школьнику разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон.
1. Оценка ситуации
Не допускайте, чтобы противостояние ребенка и учителя затянулось. Вот несколько признаков, по которым уже на ранней стадии можно определить, что у ребенка сложились напряженные отношения с учителем:
  • Школьник пренебрегает учебой или каким-то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно;
  • Ребенок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нем, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках.
2. Беседа с ребенком
Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие-либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.
Главная цель вашего разговора с ребенком – дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын или дочь смогут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:
  • Когда ребенок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя. Не прерывайте эту пламенную речь;
  • После того, как ребенок выплеснет свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т.д.;
  • В ходе беседы демонстрируйте ребенку свое сочувствие, не выражая при этом агрессии в адрес учителя. Ваша задача – убедить школьника в том, что ни у него, ни у учителя нет стремления причинить зло противнику. Просто им трудно понять друг друга.
  • В конце разговора разработайте совместный план действий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребенка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания и т.д.
В то же время родителю не стоит ограничивать себя ролью слушателя. Постарайтесь убедить ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.
3. Разговор с учителем
Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не его личных впечатлений. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения школьника.
Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» вашему сыну или дочери.
Вы защищаете права ребенка, стремясь к тому, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Посмотрите на конфликт с высоты своего жизненного опыта. Разве из-за того, что у вас когда-то была тройка по письму, вы не можете устроиться на хорошую работу или не имеете друзей?
Не забывайте, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог – как человек, профессионально занимающийся воспитанием детей. Если разговор с учителем зашел в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?
Профилактические меры
Хорошие отношения между родителями и учителями могут уберечь учеников от излишних придирок и завышенных требований. Речь идет не о «подкупе» с помощью подарков, а об участии мам и пап в жизни школы.
Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания, предлагайте учителям свою помощь в копировании учебных материалов, и т.д.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок имел интересное хобби. Его спортивные или музыкальные успехи, с одной стороны, позволят представлять школу на различных конкурсах и соревнованиях, а с другой, помогут менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.
Как вести себя в конфликте?
Конфликт – это столкновение несовместимых противоположных интересов, устремлений, потребностей и мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми, человеком и группой, несколькими группами.
Конфликт – не прихоть и не признак плохого воспитания. Если он заявил о себе – значит, столкнулись чьи-то интересы. Желания. Мнения. Конфликт возник потому, что в твоих отношениях с другим человеком появилось разногласие, а может быть –противоречие. Возможно, вы оба претендуете на роль лидера в группе или внимание или дружбу одного человека. Или ваши взгляды на то, как нужно поступить в конкретной ситуации, оказались диаметрально различными. Это неприятно. Но не смертельно. Если все сделать правильно, ваши отношения смогут даже улучшиться. Вообще помни, что если отношения время от времени не выяснять, они могут в один прекрасный момент закончиться.
От конфликта нельзя отмахнуться, его можно только разрешить. Однако это непросто. Нужно думать, объективно оценивать свои и чужие поступки, искать первопричину… А как это сделать, если страсти кипят и переполняют негативные эмоции? Чтобы чувства немного остыли. Надо побыть одному, остыть. Не начинай выяснять отношения, пока не будешь готов к более или менее спокойному разговору.
Решение конфликта редко лежит на поверхности, чтобы его отыскать, необходимо ответить на три очень важных вопроса:
  • Что происходит;
  • Кто включен в происходящие события;
  • Что, какие интересы заставляют людей в них участвовать?
Прежде всего, задумайся о себе: какие твои интересы затронул этот конфликт?
Подумай о другом человеке. Ведь он тоже, скорее всего, попал в конфликт не из вредности. Ситуация задела его за живое. Чем именно? Какие свои права он отстаивает?
Итак, дай своим чувствам остыть и поразмышляй о причинах конфликта и его участниках. Теперь можно устаивать личную встречу со своим, как говорят научным языком оппонентом. У тебя все получится!
Как избежать конфликта с учителями?
Наверное, нет на свете человека, который хотя бы за все годы обучения в школе не вступал в конфликт с педагогом. Мы уже говорили о том, что конфликт – это столкновение интересов. Как же можно изо дня в день общаться, сообща решать учебные проблемы, делить общее школьное пространство и ни разу не вступить в конфликт?! Конфликты учеников и учителей практически неизбежны. Другое дело, что, во-первых, не стоит их придумывать на пустом месте, а во-вторых, нужно вести себя так, чтобы конфликт не усугублялся, а решался.
Если ты чувствуешь, что с данным конкретным учителем у тебя назревают конфликтные отношения, прежде всего, спроси себя: стоит ли овчинка выделки? То, из-за чего возник сыр-бор, для тебя принципиально? Если нет, не усложняй себе жизнь, сэкономь силы и время для более интересных вещей, чем бессмысленные «военные действия». Если же ты считаешь, что затронуты твои интересы, твое достоинство, права, не пожалей сил и времени для того, чтобы продумать создавшуюся ситуацию. Видимо, не только тебя «зацепила» ситуация: для учителя она тоже важна. Его интересы тоже затронуты. Если ты хочешь, чтобы к твоим интересам отнеслись с уважением, уважай интересы своего оппонента.
Вообще хорошенько подумай о том, что ты скажешь учителю и в какой ситуации. Лучше всего говорить без свидетелей. Если это возможно.
Посоветуйся со взрослым человеком, которого ты уважаешь.
Можешь даже устроить репетицию: запиши предполагаемую речь на магнитофон. Попробуй ее беспристрастно прослушать. Не звучит ли она оскорбительно? Чувствуется ли в ней готовность соблюсти интересы обеих сторон?
Попроси учителя о встрече.
Веди себя спокойно и с достоинством (но не развязно).
Подросток и взрослый находятся на разных ступенях социальной лестницы. Младшему очень непросто достойно выйти из конфликта со старшим. Докажи самому себе, что тебе по плечу.
Что делать, если попал в трудную ситуацию в школе?
Для начала попробуй сам разобраться со своими проблемами. Подумай в одиночестве над такими вопросами:
  • В чем, собственно говоря, трудность?
  • Что тебя больше всего беспокоит в этой ситуации?
  • Чего ты всеми силами хотел бы избежать?
  • Какого разрешения ситуации ты желаешь?
  • Что ты готов и хочешь сделать для этого?
Над последним вопросом задумайся основательно: ведь это трудная ситуация. Может быть, она не только тобой задана, но мы всегда прикладываем руку к возникновению своих проблем.
Если чувствуешь, что сам разобраться не можешь, лучше всего обратиться за советом к человеку, которого уважаешь: однокласснику, педагогу, родителям. Если в школе есть психолог и ты ему доверяешь (по крайней мере, у тебя нет причин ему не доверять), поговори с ним. Он владеет навыками и умениями анализировать ситуацию, возможно, он поможет тебе нащупать решение, которое будет правильным не вообще, а именно для тебя.
И не надо сетовать на трудность ситуации. Человек, как личность, растет, только решая возникающие проблемы.
Как избежать трудных ситуаций?
Трудные ситуации бывают очень разные. Иногда мы создаем их сами. А иногда они возникают «благодаря» участию других людей или обстоятельств, а чаще всего все это вместе взятое. В жизни каждого человека бывают моменты, когда невозможно избежать какой-либо неприятной, «трудной» ситуации. А раз так, то нужно разобраться, почему та или иная ситуация становится для тебя трудной?
Может быть, потому, что ты не знаешь, как себя в ней вести, поскольку не имеешь достаточно опыта в подобных случаях?
Если возможно, набирайся опыта, смотри, как ведут себя другие, чтобы потом проанализировать их поведение и выбрать что-нибудь для себя. Если же учиться не у кого, тогда подумай о том, каких качеств тебе не хватает, чтобы ситуация стала для тебя простой? Или о том, как она возникла?
При анализе «трудной» ситуации можно обратиться за помощью к другу, родителю или психологу (очень полезно выслушать несколько мнений). Ответив на эти вопросы, ты, скорее всего, поймешь, как не попадать в подобные ситуации, какие качества нужно в себе вырабатывать, чтобы с ними справляться. И если качеств все-таки не хватает, то необходимо найти возможность их приобрести. Это порой нелегко, но зато твои усилия полностью оправдают себя впоследствии, поскольку по-настоящему «трудных» ситуаций в твоей жизни станет гораздо меньше.
Как нужно себя вести, если выгоняют из школы? Можно ли попросить поддержки у какого-нибудь учителя?
В подобной ситуации необходимо использовать любой шанс, в том числе и поддержку учителя. Твоя задача – понять, почему с тобой случилось такое, сможешь ли ты не допустить этого в будущем. Если ты уверен в своих силах. Постарайся убедить в этом учителя, которому доверяешь, и попросить его поручиться за тебя перед другими. Первоначальное решение об исключении принимает педагогический совет, поэтому дружественный тебе учитель (как член педсовета) может повлиять на его решение. При этом помни: нарушив свое слово, ты подведешь человека, который за тебя поручился.
Что делать, если ты что-то натворил и боишься сказать родителям, они очень строгие, а у тебя большие проблемы из-за этого?
Если человек даже тайно от других совершает нечто плохое, в его душе наступает состояние разлада с самим с собой. Его мучает совесть, постоянно напоминая ему о содеянном. И так может продолжаться довольно длительное время.
Совершенный проступок нарушает внутреннюю гармонию человека и даже в какой-то мере искажает его дальнейшую жизнь. Поэтому так важно избегать плохих поступков. Но если уж такое случилось, а это может произойти не только с подростком, но и любым взрослым человеком, то не нужно стремиться это забыть, вытеснить из памяти. Сначала необходимо для себя назвать поступок своим именем: кражу – кражей, предательство – предательством и т.д. Несомненно, что человек, сознающий правду о своих промахах, поступках заслуживает уважения, даже если он понесет наказание. Но не у всех хватает мужества рассказать обо всем. В таких случаях можно попытаться рассказать о совершенном другому.
© МБОУ «Лицей 23»
Дизайн и верстка: Евгений Лазарев.
Администратор: , e-mail: lycee23@mail.ru
Карточка учреждения
О сайте лицея